В этот день, 5 марта, 125 лет назад родилась в деревне Брюханово, неподалёку от Ржева в семье крестьянки и церковного сторожа девочка Любушка. С детства кроме полевых работ занималась шитьем и рукодельем, в юности пела в церковном хоре.
В Краеведческом музее города Кимры отведено место, где висит картина «В поле» Любови Майковой и замечательная статья Б. Садекова «Дальнюю деревню век я не забуду» в газете «Сельская жизнь». Поделимся с вами цитатами яркого, эмоционального впечатления автора от встречи с кимрской художницей.
Про низкорослого мужчину говорят «метр с кепкой», а вот как сказать о женщине… В общем, очень маленькая, круглое, с лукавинкой лицо, голубоватые глаза. Тётя Люба (меня предупредили, что она не любит, когда её называют бабушкой) провела меня через крохотные сени в горницу. Домотканые дорожки, скатёрка на столе. Видавший виды шкаф и новенький маленький телевизор «Рекорд» на тумбочке. За занавеской теплилась небольшая печка.
На всю нехитрую обстановку добро взирал из красного угла Никола Чудотворец. А может быть, он рассматривал стоящую перед ним на ящике картину? Скорее всего так, ибо сюжет её был понятен и близок святому. «Нилова пустынь» называлась она. Небольшая сторожка. По дороге от неё бредут сгорбившийся старичок с котомкой и маленькая деревенская девочка, которую он держит за руку. Крыша сторожки белая, как и убегающая вдаль дорога.
– Зима, тётя Люба?
– Господь с тобой!
– Так почему же крыша и дорога белые?
– На крыше не снег, а изморозь, так бывает осенью. А дорога? Ты выйди как-нибудь утром в поле и посмотри. Перед тобой, к примеру, гектаров двадцать пашни. Так одна полоса вроде чёрная, другая – бурая, а третья – белая. Осень это!
Рабочее место сельской художницы, право, заслуживает описания. Самодельный ящик, в котором стоят банки с капустой, а на нём – кусок оргалита вместо холста (Тётя Люба пишет только на пантах оргалита), мольберта нет, поэтому картина крепится довольно оригинально: художница пробивает в ней дырку, продевает верёвку и привязывает к гвоздю, вбитому к противоположней стене избы. Узнал и ещё про одно техническое новшество. Зимой, когда дневной свет скоротечен, Майкова протягивает висящую посреди комнаты лампу ближе к картине, к окну, в раме также торчит гвоздь, и цепляет за него.
«Дальнюю деревню век я не забуду», автор Б.Садеков, «Сельская жизнь», 04.10.1989
В 26 лет вышла замуж за Анатолия Майкова, который трагически погиб в 1933, в год рождения сына – Анатолия. Второй муж Лебедев Николай пропал без вести в начале Великой Отечественной войны под Смоленском. В 1942 году Л. Майкова эвакуировалась с двумя детьми из-под Ржева в деревню Селище, Кимрского района Калининской области. Жила крестьянским трудом, работала уборщицей, письмоносцем, дежурной на телефоне в сельсовете.
Что за песня, Любушка, на холсте?
Что за краски, Любушка, что за степь?
Нарисую памятник из разлук.
Из дорог непройденных, из речей,
из ярчайшей синевы, из ключей.
Песнею неспетою чистый холст.
Что ты плачешь; Любушка, выход прост.
Из-под кисти тянется голосок:
Милый друг мой, Колюшка, невысок.
Смотрит, смотрит Колюшка со стены…
Наконец вернулся он с той войны.
автор — З. Вронская
– Переехав в 1942-м с оккупированной территории в здешние места, с Волги на Волгу, сначала работала курьером в сельсовете, потом 12 лет – почтальоном, затем пособляла в колхозе. А когда силы не стало, мне 79 стукнуло, начала рисовать. Жить-то надо…
«Дальнюю деревню век я не забуду», автор Б.Садеков, «Сельская жизнь», 04.10.1989
Живописью увлеклась в 79 лет после знакомства с местным художником самоучкой Владимиром Масловым. Из-за недостатка бумаги сначала рисовала карандашом на пакетах из-под чая, в 1983 году появились ее первые гуаши.
Конёк Майковой – пейзажи. И это не случайно, ведь всю жизнь она живёт в деревне, рядом с природой и, конечно же, познала старую, как мир, истину: человек и природа едины. Об этом говорят и названия её картин: «Лес», «Лето», «Цветы в лесу», Полна корзиночка. Устала, дай пожалею», «Волга», «Вид природы. Вечная радость творца». Творчество тёти Любы – это и простодушный, искренний рассказ о своей нелёгкой судьбе, как и о судьбе многих своих односельчан. По картинам я могу восстановить любой эпизод, всю её жизнь.
«Дальнюю деревню век я не забуду», автор Б.Садеков, «Сельская жизнь», 04.10.1989
Вот так просто: взяла и стала рисовать. Все же подозревают, что задатки живописи у тёти Любы были и раньше. В школе ей довелось проучиться лишь год, но, когда на одном из уроков ученикам предложили нарисовать голову кошки, работа Любы оказалась единственной, что была вывешена на почётную доску.
–Поначалу чиркушки рисовала карандашиком. Писала всё, что вспомню: цветы, деревья, скотный двор, коровушек, лошадей, курочек. Бумаги вот только не хватало. Но я приспосабливала всякие клочки, обёртки от печенья, от папирос – расправлю их и что-нибудь нарисую. Потом кто-то подарил мне гуашь и блокнот…
«Дальнюю деревню век я не забуду», автор Б.Садеков, «Сельская жизнь», 04.10.1989
Работы Любови Майковой потрясли московского художника и коллекционера Владимира Мороза, когда летом в 1984 году гостил у друзей в Селище.
Я вошёл в избу Майковой и загляделся. Взгляд мой, словно магнитом, потянуло к небольшим картинкам на стенах – гуашам, вставленным в простые рамки, либо просто приколотым к стене булавками…
В.М. Мороз
В. М. Мороз привез Любовь Михайловне холсты и масляные краски, стал первым поклонником ее творчества и коллекционером ее картин.
Она писала раскрепощённо, точно и быстро. Её искусство – её образ жизни. Это не хобби, а основная работа, и выполняла она её так же споро и грамотно, как косила, молотила, пахала, пряла. Живописью она зарабатывает на жизнь. Пишет почти каждый день, «от тёмного до тёмного». Как-то я спросил, может ли она работать, если нет настроения. «А я начну, и оно приходит», – ответила просто. Ей неведомо слово «вдохновение». И «муки творчества», вероятно, также, хотя она их порой и испытывает.
Лучше всего ей работается зимой, больше свободного времени. И летом, после посадок в огороде и до сенокоса. Она не делает ни зарисовок, ни предварительных набросков, а сразу берёт быка за рога. Становится у куска оргалита и творит. «Придумывает» картины. Придумывает ли? Нет, она делится со зрителями всем увиденным и пережитым.
«Дальнюю деревню век я не забуду», автор Б.Садеков, «Сельская жизнь», 04.10.1989
В ноябре 1986 года в Доме культуры на Волхонке напротив Музея изобразительных искусств появилась афиша: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой». Ее известность нарастала после нескольких персональных выставок в Москве в 1986 – 1987 годах.
Благодаря Николаю Грибову в рамках Международного фестиваля наивного искусства «Новый День» мы смогли познакомить петербургскую публику с творчеством Любови Майковой.
В настоящее время в городе Кимры на выставке «Новый День в Кимрах» благодаря кимрским коллекционерам представлены 2 работы Любови Майковой и 2 работы Владимира Маслова.
На прощание я спросил о самой её любимой картине.
– Все, соколик, написаны от души.
«Дальнюю деревню век я не забуду», автор Б.Садеков, «Сельская жизнь», 04.10.1989
фотоматериалы из архива Международного фестиваля наивного искусства «Новый День» и блога Н.Грибова .